?

Log in

entries friends calendar profile Машинное Отделение Previous Previous Next Next
МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Improvised & Free Music & Modern Composition
KRYPTOGEN RUNDFUNK
Live 2005 CDR
2011, Zhelezobeton, ZHB-XXXII
 
Сто пятьдесят копий альбома, изданного на дешевом носителе с условным оформлением – косвенные признаки того, что релиз задумывался исключительно «для своих». Тех, кто знает, чего ждать от KRYPTOGEN RUNDFUNK. Кто когда-то был на концертах MM и теперь решил вспомнить прошлое. Или лентяев, все пропустивших и кусающих локти. Забегая вперед, стоит сказать, что Live 2005 – вполне себе альбом, пригодный и для первого знакомства с этим питерским проектом.
 
Две пьесы – петербургская и московская – сыгранные с недельным интервалом. Шершавая смесь аналогового саунда, шипения радиоэфира и заранее подготовленных фрагментов. Первая композиция развивается в горизонтальной плоскости: монотонные слои статичного фактурного гула с короткими фрагментами-связками, которые не дают ей развалиться на части. Тот сорт музыки, для которой хронометраж в двадцать минут – непозволительно мало. Вторая пьеса выстроена из плотно подогнанных друг к друга коротких фрагментов, ершистая стена звука с беспокойным характером, разбавленная хулиганскими сэмплами из фильма Эмира Кустурицы. Яркий образчик питерской постиндустриальной эстетики с угрюмой физиономией и непременной фигой в кармане.   
 
Пресс-релиз, вывешенный на сайте издателей, явно умаляет достоинства записи. Тот факт, что сделана она была вживую да из идентичных исходных элементов, ни в коей мере не минус. Скорее, наоборот. Мы имеем дело со вторым полноформатным альбомом проекта, от которого уже практически перестали ждать новых работ. Скрытая жизнь мегаполиса: треск трансформаторных будок, жужжание факсов, шум ветра в проводах и фантомы телефонных линий – все, за что ценили 22.SZ, здесь есть. Так чего же, собственно, нужно еще?

Tags:

Leave a comment
В последние год-два Масами Акита изрядно преуспел в сотрудничестве с массой музыкантов. Разумеется, такое случалось и ранее, но, как мне кажется, не в таких объемах. Компакт-диски и пластинки сходят со стапелей чуть ли каждый месяц. В ближайшие недели на сайте IMPROVISED-NOISE MUSIC грядет очередное тематическое обновление. А пока – вот это.  
 
Richard Pinhas & MERZBOW
Rhizome CD+DVD
2011 Cuneiform Records, RUNE 328
 
Весной 2011 года на американском лейбле Cuneiform Records вышли сразу два альбома дуэта Ришар Пина и Массами Акита. Первый – Rhizome в формате CD+DVD – записан годом ранее на фестивале экспериментальной музыки Sonic Circuits Festival, второй – Paris 2008 на виниловой пластинке – как и следует из названия, в Париже три года назад.
Массами Акита в представлении не нуждается, зато о его французском компаньоне обмолвиться не мешало бы. Итак, Ришар Пина – композитор, рок-музыкант, но, прежде всего, гитарист, жадный до всякого рода электронных устройств. Учитывая возраст господина, вряд ли ошибемся, если предположим его вовлеченность в эксперименты волной прогрессивного рока и, в частности, влиянием Роберта Фриппа. Боле того, такое сравнение дает более или менее точное описание саунда, с которым работает Пина. В чести здесь бесконечные петли многократно модифицированного гитарного звучания с явным «космическим» душком 70-х. Несколько раз я встречал сравнения с TANGERINE DREAM, что ситуации в целом не меняет.
 
Rhizome не был первой встречей музыкантов. Еще в 2008 году они опубликовали токийскую сессию на альбоме Keio Line, едва уместившуюся на двух компакт-дисках (или, в британском издании, на трех долгоиграющих пластинках). И, по большому счету, за минувшие годы ничего кардинальным образом не изменилось. Партнеры ткут бесконечно долгие, переливающиеся всеми цветами радуги пьесы, лихо закрученные вокруг гитарных риффов и суховатого цифрового нойза. Массами Акита на сей раз использовал только пару лэптопов и гитарных педалей, что отбросило его лет на десять назад в эпоху сотрудничества с молодежью из Mego. Все пять пьес альбома – модернизированный и распластанный в пространстве прогрессивный рок, вернее, филе оного, с аккуратно изъятой ритмической составляющей, придающей этому неповоротливому монстру хоть какую-то прыть. Впрочем, если поискать, отличия от прошлых сессий найти можно. Например, живое исполнение «нагляднее» студийного, взаимодействие музыкантов прослеживается безошибочно. MERZBOW не валит звуком, напротив, выступает крайне деликатным подельником: если Пина уподобляется Джексону Поллоку и «льет» саунд ни в чем себе не отказывая, то Массами Акита не сводит глаз с партнера и лишь заполняет лакуны, оставленные французом, да ретуширует порой слишком сочную гитарную кашу.
 
Видео-составляющая вдвое короче компакт-диска: все происходящее на сцене ужато до получаса. В принципе, дублировать выступление и не стоило, ибо наблюдать за происходящим интересно лишь минут десять. Картинка чрезвычайно статична: Пина – справа, Акита – слева; оба, как завороженные, уткнулись в свои инструменты; время от времени француз нервно поглядывает на часы, словно опаздывает на поезд.
 
Итог: великолепный альбом, в первую очередь, для ценителей «прогрессивных» веяний почти сорокалетней давности – на этот факт ненавязчиво намекает и очередное экологическое название релиза. Те, кто внимательно следит за дискографией MERZBOW, не получат ничего, кроме еще одной крепкой работы мэтра с бонусом в виде DVD-диска.

Tags:

Leave a comment
У меня не было намерения писать рецензию на этот альбом, ибо добрался он до меня с солидным опозданием. Однако читанное о пластинке в сети вызывало смешанные чувства от раздражения до недоумения. В итоге, пришлось-таки писать.

DEATH IN JUNE
Peaceful Snow 2CD, 2x10’, USB-digital.
2010 New European Recordings, BAD VCCD54

 Альбом наделал много шума. В первую очередь, никто не ожидал полноформатной работы от Дугласа П., за которым почти официально закрепился титул эксцентричного затворника. Второй повод и вовсе пустячный – вместо традиционной и для DEATH IN JUNE и для апокалиптического фолка вообще гитары здесь звучит фортепиано. Пресловутым «пианинко» пестрели рецензии на предшествовавший пластинке сингл. Это тем более странно, что сотрудничество с милитаристским саундскейпером Альбином Юлиусом в свое время было принято как само собой разумеющееся. Шумели и по поводу необычайно богатой палитры форматов: здесь и двойной десятидюймовый винил, его «иллюстрированная версия», компакт-диск с бонусным материалом и даже USB-накопитель в эксклюзивной алюминиевой «банке». За всем этим музыка ушла на второй план. 

Между тем, мы имеем тринадцать (в формате компакт-диска) великолепных песен в классической для Дугласа П. манере, аранжированных с такой деликатностью, что захватывает дух. Призрачный постпродакшн, практически неразличимый с первого взгляда, проступает с каждым новым прослушиванием, как снимок на фотобумаге. Однозначные хиты выделить сложно, так как на эту роль, безусловно, может претендовать каждый трек. Отстраненная Murder Made History, исповедальная Peaceful Snow, пафосная Red Odin Day, экзистенциальная A Nausea… Каждая обладает своим очарованием, все вместе складываются они в интригующее повествование. Отказавшись от формата «песни под гитару» Peaceful Snow вплотную приблизился к целой плеяде немолодых поющих мужчин, среди которых Леонард Коэн, Ник Кэйв, поздние Джонни Кэш и Серж Гейнбург и даже совсем не пожилой еще EVERLAST (хотя в этом случае кто к кому приблизился – еще большой вопрос). В отличие от своего экс-коллеги и единомышленника Дэвида Тибета, Пирс записал альбом, начисто лишенный малейшего маньеризма, пронизанный эсхатологическим шармом, исполненным уставшим и разочарованным человеком. Лебединая песня? Если так, то она удалась. 

Второй компакт диск Lounge Corp составлен из семнадцати классических пьес группы, аранжированных словацким пианистом Миро Снейдром, аккомпаниатором и большим поклонником музыки Дугласа П. Именно интерпретации, некоторые из которых следуют за оригиналом след в след, другие же, напротив, позволяют себе вольные трактовки въевшихся в подкорку мотивов.   

P.S. Альбом изготовлен вполне в духе времени – вокальные партии были записаны в Австралии, музыкальная составляющая фиксировалась на пленку в Словакии. 




Tags:

1 comment or Leave a comment

MERZBOW

MERZBOX 04/50 Collection Era Vol.1 CD

2000 Extreme, XLTD 003

 

Collection-серия предназначалась для публикации на лейбле YLEM. Всего десять 46-минутных кассет. Пять из них, записанные в предоставленной студии с дебютантом MERZBOW Кийоши Мизутани, благополучно увидели свет, после чего деятельность издателей прекратилась. Остальные кассеты вышли уже на собственном лейбле Lowest Music & Arts. Причем, вынужденный теперь работать в домашних условиях, МА использовал для новых пьес звуковой материал первых пяти альбомов, успешно опробовав метод повторного использования саунд-отходов.

 

На этот компакт-диск целиком вошла первая кассета серии и ровно половина второй. Три долгих трека. Electric Environment – лучшее из того, что здесь записано. Работа в профессиональной студии благоприятно сказалась на саунде – слышно, что запись проходила в специально оборудованном помещении. Громоподобные барабаны Кийоши Мизутани выдают на редкость нерегулярный ритм, с хлесткими ударами и долгими послезвучиями. В центре пьесы ритмическая составляющая деградирует до монотонного стука, буквально вколачивающего гвозди в гроб виртуозности. Эта драма разворачивается на фоне неповоротливого, нарочито неотесанного шума, изготовленного из пленочного шипения, неисправных электронных приборов и гитары. Великолепная нойз-версия ранних BLACK SABBATH. Шум и ярость. Остальные композиции распадаются на части с продолжительными паузами между эпизодами. Untitled Material Action собрана из конкретных шумов, монотонной пульсации, скрежета металлической перкуссии и голоса. Все это тянется друг за другом с минимальными вариациями, которые обеспечивает дилэй эффект. Композиция выходит из комы, когда до финала остаются считанные минуты, но до этого еще нужно дожить. Telecom Manipulation меняет ситуацию – моментально взрывается нойзом, в котором с течением времени начинают доминировать электроорган и скрипка. Фрагменты радиопрограмм, коих здесь также немало, вероятно, являются следствием тех самых манипуляций с электронными средствами связи, о которых и шла речь в названии пьесы.


Tags:

Leave a comment

MERZBOW

MERZBOX 01/50: OM Elecrtrique CD

2000 Extreme, XLTD 003

 

OM Elestrique – нулевой уровень развития проекта, первая запись МА еще до появления MERZBOW как такового. Конец 1979 года. Переиграв в десятке импровизационных рок-групп, МА приступает к осуществлению своего плана по вторжению в  подсознание музыкальной культуры. Набор инструментов весьма скудный. Кроме кассет есть гитара и дешевая магнитола, которая играет роль комбо. Вероятно, для достижения эффекта перегруза магнитофон с гитарой на входе переводился в режим записи, после чего ее уровень выворачивался до упора – технология, многократно отработанная теми, кому гитарные педали были недоступны. Экранирование инструмента оставляло желать лучшего, поэтому радиосигнал периодически пробивался в динамик магнитолы. Впрочем, кто сказал, что это недостаток? Напротив! Свежеиспеченный гибрид был наречен “Радио-гитарой”.

 

На компакт-диске всего четыре пьесы. Разбитая на две части OM Electrique продолжительность под сорок минут и два соло – ударных и гитары. Первое воспроизведено с меняющей скорости пленки, второе, по всей видимости, исполнено непосредственно автором. Основная часть – угрюмый гул обратной связи с редкими модуляциями тона. Чтобы разнообразить картину, МА монотонно колотит то ли по струнам гитары, то ли прямо по корпусу и вносит искажение при помощи чего-то электрического. Присутствуют редкие сбивки, во второй части – эксперименты со сменами темпа и полным отсутствием оного. Untitled Taped Drum Solo стартует сочным фидбэк-интро, которое уступает место тяжеловесному соло на ударных в традициях свободной музыки и зацикленной электронной пульсации. Очень жаль, что столь многообещающий старт канул в никуда. Untitled Guitar Solo опять же сэндвич: три минуты бодрого электронного дада-сумасбродства и долгая возня с препарированной электрогитарой.

 

Назвать альбом ученическим язык не поворачивается, настолько цельно выглядит вся запись целиком. Потрясающие треки, гипнотический примитивизм без намека на насилие над слухом. Любопытно, что первые опыты оставались неопубликованными вплоть до 2000 года.    


Tags:

Leave a comment

MERZBOW
Merzbient 12хCD
2010 Soleilmoon Recordings, SOL 171 CD

В начале 2010 года завершилось издание эпопеи “Тринадцать японских птиц”, потянувшей, как следует из названия, на тринадцать компакт-дисков. И вот, в канун 2011 года производители малотиражной продукции с лейбла Soleilmoon Recordings осчастливили поклонников талантов Массами Акиты очередным боксом. На сей раз, мы имеем дело с архивным материалом, записанным в период с 1987 по 1990 годы. Отличительная особенность всех пьес – медитативность и относительно невысокий уровень шума, что и позволило объединить их под заголовком Merzbient. Водоизмещение – двенадцать дисков.

Психонавтов и ньюэйджеров ждет разочарование, так как эмбиента в привычном понимании термина там нет. Есть моря разливанные вялого электронного гудения, невнятного пения, пущенного через педали эффектов металлического шороха и гитарного фидбэка. Рецептура хорошо знакомая по ранним кассетным релизам (Metal Acoustic Music) и двум частям “Music For Bondage Performance”. Большая часть пьес (с первого по седьмой диск) идет под индексом RBA – то есть, записаны они в качестве саундтреков к тематическим бондаж-постановкам. Записи преимущественно живые, с гулкой атмосферой залов и минимальным последующим вмешательством. Монохром без монотонности. Некоторые фрагменты выпадают из картинки – безымянный трек второго компакт-диска начинен абразивной крошкой, в пьесе RBA 2A, целиком занимающей третий диск, вступают в дело в меру виртуозные живые барабаны. Среди прочих “перчинок” можно вспомнить коду пятого диска, исполненную на игрушечном пианино. Несмотря на тот факт, что единственным автором музыки указан только Массами Акита, без посторонней помощи он бы вряд ли справился. Вероятно, с подготовленными струнными инструментами в весьма характерной манере работает его тогдашняя подруга Рейко.

C восьмого диска начинает мелькать материал к эротическим игрищам с бечевкой, так сказать, не привязанный. Преимущественно это пьесы конца восьмидесятых. Любопытно, что вместе с лейтмотивом уходит и цельность пьес. Многие композиции исполнены преимущественно на одном из “инструментов” - Metal4ch  (CD9) или Violinsolo89 (CD11). Все это вызывает ассоциации с деятельностью ансамбля AMM и наивными шумовыми экспериментами.  

Оформление выполнено Дженни: каждый диск упакован в свой конверт, а если сложить их вместе – получится развернутая панорама природного ландшафта. Что, честно говоря, странно, ибо веточки-цветочки ни тематически, ни эстетически с тем, что творится на компакт-дисках, не вяжутся. 


Tags:

Leave a comment
Третьи сутки гоняю по кругу три альбома А. То есть все, что у меня имеются. И, сдается мне, раньше много не слышал. Будто за время, проведенное на полке, диски обросли новыми деталями и подробностями. Особенно "Небесная" - такое ощущение, что в картонку просто вложили другой диск, потому чтокартинка выстраивается теперь совсем другая.

А в Сублюструм я так и не доиграл, ибо тупой. Ладно, Полина пройдет - потом все расскажет. У нее с квестами как-товсе горяздо проще выходит.  

С переездом да воскрешением МО мутно и неопределенно. Пока, во всяком случае.

Current Music: Anthesteria "Небесная" CD

9 comments or Leave a comment
25 октября на Soleilmoon выходит 12-дисковая коробка MERZBOW с ранее неизданными эмбиентными треками. Записи датированы второй половиной восьмидесятых - серединой девяностых. Впрочем, эмбиентые они постольку-поскольку... И кусок пьески, выложенный для ознакомления, и описание лейбла дают понять, что расслабиться и помечтать не удасться. Мусорно-аналоговый саунд гарантирован. Акита, например, использует некий аналог inside piano - отдельные куски инструмента, на котором он играет смычком.  Ну и всякое разное там... Для ценителей и завсегдатаев. В общем, ждем.

Tags:
Current Music: MERZBOW Annihiloscillator/MERZBOX

Leave a comment


Leave a comment


У меня не очень-то много альбомов Джона Фэи, но выбрать лучший я бы не смог. Однако электрический концерт, изданный под неподъемным титлом Georgia Stomps, atlanta struts, and other contemporary dance favorites один из самых. Бесконечно долгая реверберация поверх вывернутых наизнанку паттернов.  
Leave a comment